в Записки Предпринимателя, Украина
Кино и сериальное производство в Украине
В преддверии Одесского Кинофестиваля в интернете появилась тема о том, что в Украине раньше снимали много российского продукта и вся украинская индустрия жила за этот счет. Теперь это прекращается и необходимо начинать выживать самостоятельно. Вся индустрия расстроена и ждет поддержки государства.
На самом деле ― это лучшее, что могло произойти с киноиндустрией в Украине. Это возможность пересмотреть и уйти от дешевых незамысловатых сериалов и откровенно глупых комедий в плохом качестве. Однако, для восстановления и поднятия своей индустрии необходимо далеко не только поддержка государства, а скорее стратегическое планирование процессов за рамками классических украинских "отдам поделку куму на украинский канал и так попилим закупочный бюджет".
В кино очень важно изначально понимать на какой рынок будет продаваться конечный продукт. Исключительно украинский рынок сам по себе мал. Чтобы продавать на другие рынки, необходим копродакшн с актерами и, при необходимости, локациями на других рынках. Продать исключительно локальный сериал или кино в другую страну практически невозможно, если в нем не снимается звезды мировой величины. Задумайтесь почему в американских фильмах все больше китайских актеров и в титрах блокбастеров все чаще присутствует китайский продакшн. Так что сразу стоит определиться с рынками и от этого плясать еще на стадии сценария и кастинга, не говоря уже про привлечение сопродюсеров.
Кстати, для России все ещё очень много производится. Причем один и тот же кадр переснимают два раза — для украинской аудитории и российской, меняя номера на авто и форму, к примеру, полиции на ту, для какой аудитории кадр.
Для выживания украинской киноиндустрии необходим копродакшн для выхода на рынки Польши и Беларуси.
В свое время, когда занимался сетью польских кинотеатров, я посещал в Польше много съемочных площадок кино и сериалов. В сериалах бывало до половины актеров из Украины, хотя снимали для Польши. Там хороший рынок, много денег и работы в этом плане. Качество съемок тоже на очень высоком уровне.
Украинское кино вполне могло бы начать думать о рынке Польши и Беларуси ― вот уже три страны для дистрибуции. Но для этого необходим копродакшн с участием актеров и сопродюсеров из этих стран. Причем этот рынок совершенно отличный от российского ― намного интереснее и ментально другой. Именно в этом направлении стоит думать украинской индустрии. Кроме поддержки государства изначально необходимо налаживать сотрудничество со странами, куда можно будет потом продавать кино и сериальный продукт.
Просто получать государственные деньги, чтобы удовлетворить собственную тягу к прекрасному, но в итоге делать продукт исключительно для украинского рынка, который слишком мал в финансовом плане, чтобы действительно качественно снимать ― это в лучшем случае благотворительность.